Сегодня 10 декабря 2018
Публикация
12.04.17

Крым как «новый Сингапур»

Анна Нестерова, член Генерального совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» о финансово-бюджетном аспекте интеграции Крыма и Севастополя с Россией:

— Историческое воссоединение России и Крыма создает новые возможности для ведения бизнеса, реализации новых проектов и уже несет в себе огромный потенциал аграрной, туристической, портовой и промышленной зоны. Быстрая и эффективная интеграция Крыма и России в финансовых, бюджетных, правовых и других аспектах, — одна из главных задач сегодня для России.

20 марта был внесен в Госдуму и одобрен закон о ратификации договора о принятии Крыма в Россию. Статья 6 данного договора закрепляет «переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации».

В первую очередь, требуется опережающая поддержка и обеспечение законодательного регулирования в финансовом секторе как основе функционирования бизнеса и обеспечения его деловой активности. На данный момент уже создан финансовый регулятор республики Крым, представители законодательного собрания г. Севастополя обсуждали вопрос создания банка Севастополя.

Согласно данным Dragon Capital, совокупные активы банковской системы Крыма составляют достаточно значительную сумму в 156 млрд. руб. ВРП регионов в 2011 г. – 172 млрд. руб.

Для сведения, показатели Краснодарского края следующие: активы банковской системы составляют более 700 млрд. руб., ВРП – 1,3 трлн. руб.

Для осуществления межбанковских взаимодействий и перехода банков в правовое поле РФ потребуется время и важно в это промежуточное время осуществлять жесткий надзор за функционирующими банками и вести переговоры с целью их бесперебойного функционирования.

Существенное значение имеет бюджетно-налоговая интеграция. Ввиду того, что бюджетная классификация России и Украины ведет свою историю со времен СССР, это упрощает данный процесс. Перевод всех расчетов на рубли будет облегчен первым траншем субвенции для регионов в рублях с целью обеспечения финансирования текущих расходов. Ввиду прекращения отношений с Украиной, должна вестись работа по информированию бизнеса о новых нормах налоговых отчислений. В первое время, скорее всего, вся доходная часть бюджета будет аккумулироваться на счетах субъектов Федерации.

Система пенсионного, социального и медицинского страхования претерпевает изменения, так как, фактически, все начисления могут быть потеряны из-за прекращения отношений с Украиной. В этой связи Федеральному бюджету придется финансировать организации соответствующих инфраструктур, пока не будут накоплены средства из текущих поступлений граждан в новый бюджет.

Для развития деловой активности и притока инвестиций на полуостров, конечно, нужно поддержать идею создания на нем особой экономической зоны. Лучше это сделать на основе самых конкурентоспособных мировых практик. Пусть Крым станет новым «Сингапуром».

Крым и Севастополь являются субъектами Федерации с высоким потенциалом для развития. В первую очередь, нужно отметить высокую активность предпринимательских организаций в регионе. Порядка 95% предприятий составляет малый бизнес, который в 2012 г. обеспечил 22% выпуска, что составило в денежном выражении 78 млрд. руб.; физические лица-предприниматели составляют 65,3 тыс. человек и в 2012г. выпущенная продукция по ним составила 56 млрд. руб.

Трудовые ресурсы Севастополя и Крыма составляют 1,1 млн. человек. Уровень безработицы примерно соответствует уровню Краснодарского края и составляет около 6%. Большинство населения занято в торговле, отельном и ресторанном секторах (28%), в государственной сфере (включая здравоохранение и образование) (21%), в сельском хозяйстве (17%), машиностроении (10%). Также хочется отметить высокую инвестиционную активность (инвестиции в основной капитал составили 70 млрд. руб. по результатам 2012 г.).

Для организации источника ликвидности для Крыма и Севастополя с целью создания инфраструктурных и энергетических проектов, предлагается выпустить их облигации субъектов Федерации. Инвестиции в инфраструктуру также влияют на развитие смежных отраслей, которые поставляют оборудование, сырье и материалы. Поэтому вложения финансовых средств в инфраструктуру и энергетику может стать триггером для оживления деловой активности.

Имеет смысл ускоренное создание в республике Крым и в г. Севастополь гарантийных фондов поддержки бизнеса и открытие представительств российских банков, которые будет заниматься кредитованием субъектов предпринимательской деятельности. Также предусмотреть возможность субсидирования процентных ставок по кредитам.

Напомним, 18 марта, сразу после подписания Президентом России В.В. Путиным исторического договора с Крымом, Координационный совет «Деловой России», первым из четырех крупнейших предпринимательских объединений, оперативно отреагировал и принял решение о разработке предложений по развитию партнерских отношений с предпринимательским сообществом Крыма и повышению инвестиционной привлекательности полуострова. Создана рабочая группа, организована первая деловая миссия в Крым. В рамках рабочей группы предлагается сформировать отдельное направление по финансово-кредитным механизмам интеграции Крыма и Севастополя.