Сегодня 17 августа 2018
Публикация
12.04.17

Проверка юридического лица: кто имеет право и как не дать нарушить свои права

Кто имеет право проверять
По общему правилу, установленному Федеральным закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Следует отметить, что в частях 3 и 3.1. статьи 1 Закона № 294-ФЗ содержится перечень случаев, в которых положения указанного закона не применяются к проверкам, проводимым государственными органами и органами местного самоуправления.
В части 4 данной статьи приведен перечень видов контроля (надзора), в отношении которых другими федеральными законами могут быть установлены особенности организации и проведения проверок, в том числе в части уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры. Таких видов контроля 28.
Так, например, согласно ст. 360 Трудового кодекса Российской Федерации предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по обращению или заявлению работника о нарушении работодателем его трудовых прав не допускается.
В соответствие со ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирующий орган вправе проводить внеплановую выездную проверку на основании обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, без направления предварительного уведомления лицензиату.
Причины для проверок органами прокуратуры
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Такая информация может содержаться в обращениях граждан, публикациях СМИ, указаниях вышестоящих органов и других источниках (п.6 Приказа Генеральной прокуратуры России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»).
Нужно иметь в виду, что положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не распространяются на порядок проведения проверок органами прокуратуры (п. 3 ч. 3 ст. 1). При этом законодательство не содержит положений, обязывающих прокурора ставить в известность руководителей поднадзорных субъектов о проводимой проверке либо принимать отдельное решение (распоряжение) о проведении такой проверки.
Несмотря на то, что в законодательстве процедура осуществления проверочных мероприятий сотрудниками прокуратуры не регламентирована, закрепленные в Законе права и обязанности прокурорских работников ограничены: органы прокуратуры не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций (ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). То есть, предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, соблюдение прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 1, 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»)
При проведении проверки согласно ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» сотрудник прокуратуры обязан предъявить служебное удостоверение, что дает право прокурору беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных субъектов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Статья 22 Закона не содержит положений, обязывающих прокурора ставить в известность руководителей поднадзорных органов о проводимой проверке, равно как не имеется соответствующих предписаний и в организационно-

распорядительных документах Генпрокурора РФ. Вместе с тем рекомендуется на практике использовать подобную форму предварительного уведомления, в которой целесообразно отражать данные о лице, проводящем проверку, предмет проверки, сроки реализации мероприятия, а также требование о выделении специалиста из числа сотрудников проверяемой структуры для выяснения прокурором могущих возникнуть вопросов.
За умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Ответственность за «донос» на конкурента
Так как конкурирующее предприятие имеет право обратиться в органы прокуратуры с информацией о нарушениях, за чем последует проверка, есть смысл обозначить ответственность за подобные действия.
Направление обращения в орган контроля, которое содержит обоснованную информацию о нарушении иным хозяйствующим субъектом требований законодательства не является проявлением недобросовестной конкуренцией. В противном же случае закон защищает права добросовестных предпринимателей. Так, в соответствии со ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию в форме распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
В случае нарушения данного запрета виновное лицо подлежит привлечению к административной ответственности по статье 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Недобросовестная конкуренция».
Кроме того, статья 128.1 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за клевету, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Также, субъект предпринимательской деятельности всегда может защитить свои права в судебном порядке на основании статей 150-152 Гражданского кодекса РФ, который предусматривают способы защиты чести, достоинства и деловой репутации.
При этом следует отметить, что статьей 33 АПК РФ установлена специальная подведомственность дел арбитражным судам по делам о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В части 2 статьи 33 АПК РФ указано, что специальная подведомственность по данным делам установлена независимо от субъектного состава правоотношения, из которого возник спор. В случае если спор о защите деловой репутации возникнет в сфере, не относящейся к предпринимательской и иной экономической деятельности, то независимо от субъектного состава такой спор будет подведомствен суду общей юрисдикции.